Баркая Владимир Спиридонович
Владимир Спиридонович Баркая родился 13 декабря 1928 года. Владимир Спиридонович – потомственный сухумчанин, выпускник 2-го Московского медицинского института им. Пирогова (1958).
По окончании вуза был рекомендован в аспирантуру при Академии медицинских наук СССР, которую прошел на базе Центрального ордена Ленина института переливания крови (ЦОЛИПК) (ныне – Гематологический научный центр Министерства здравоохранения РФ) под руководством академика Н.А. Федорова.
В кандидатской диссертации «Изменения кроветворения при термических ожогах», которую В.С. Баркая защитил в 1964 году, впервые была доказана доказана роль гуморальных факторов в реакции гемопоэза на ожоговую травму.
В 1961 году В.С. Баркая вместе с супругой З.В. Шевцовой возвращается в Абхазию, в родной город и начинает работать в Институте экспериментальной патологии и терапии АМН СССР, возглавляемом академиком Б.А. Лапиным. На первом этапе работы в институте научные интересы В.С. Баркая были сосредоточены на вопросах экспериментальной радиобиологии, на моделировании радиационных поражений и разработке методов их профилактики. В этот период по итогам исследований им получены приоритетные данные о лечебном действии аутотрансплантатов кроветворной ткани из локально защищенных (посредством экрана) участков костного мозга обезьян, облученных γ-лучами (исследования проводились совместно с академиками Б.А. Лапиным и Г.С. Стрелиным).
В последующих экспериментах по локальной защите кроветворной ткани В.С. Баркая впервые установил, что лечебным свойством обладают и аутотрансплантаты из гипоксических участков кроветворной ткани (локальная гипоксия); эффективность экранирования возрастает при одновременном введении радиопротекторов как в защитных концентрациях, так и в малых дозах, не эффективных при изолированном применении; в условиях экранирования защитные дозы препаратов эффективны даже задолго (12–18 часов) до лучевой нагрузки.
Приоритетные данные получены В.С. Баркая в процессе исследований по сравнительной характеристике патологических процессов, формирующихся как при кратковременном остром, так и при пролонгированном облучении γ-лучами низкой интенсивности: установлено их принципиальное сходство. Эти данные легли в основу разработанной самим ученым и апробированной им на обезьянах схемы химической защиты от радиации малой мощности (0,0094–0,0079 Гр/мин). О том, насколько значима эта схема, свидетельствует факт, что она была отмечена в Итоговой резолюции состоявшегося в 1977 году X симпозиума социалистических стран по космической биологии и медицине.
Во время исследований, которые проводились на обезьянах, В.С. Баркая удалось получить и охарактеризовать модель фракционированного облучения малыми дозами γ-излучения, сходными с дозами, установленными для ликвидаторов Чернобыльской аварии (0,25 Гр). Впоследствии эта модель была предложена для испытаний средств защиты и терапии при данном уровне лучевой нагрузки, которые проводились совместно с коллегами из НИИ военной медицины Министерства обороны Российской Федерации.
Особенно велик личный вклад Владимира Спиридоновича Баркая как ученого и человека в становление Научно-исследовательского института экспериментальной патологии и терапии (НИИЭПиТ) после Отечественной войны народа Абхазии 1992–1993 гг. Институт был фактически обескровлен, многие сотрудники во время войны покинули Сухум и приступили к работе в других научных учреждениях и даже других странах. Пострадало материально-техническое оснащение института, лаборатории были разграблены, часть обезьян, несмотря на усилия, которые предпринимали сотрудники института, рисковавшие жизнью под обстрелами ради сохранения бесценного богатства – обезьян, была похищена, некоторые животные погибли.
Между тем сам Владимир Спиридонович Баркая и его супруга – ныне доктор наук, академик Академии наук Абхазии Зинаида Всеволодовна Шевцова остались верны своему институту. И можно сказать без преувеличения, что их личные контакты с учеными разных стран мира во многом предопределили дальнейшее развитие института. Хотя восстанавливать связи было непросто: Абхазии была объявлена блокада, не было ни телефонного, ни почтового сообщения. И тем не менее коллеги, работавшие в ведущих научных учреждениях России, узнали, что НИИЭПиТ в Сухуме жив, что в нем продолжается работа, обсуждаются планы и институт надеется на поддержку, сотрудничество и совместные исследования.
Первые контакты были установлены с Гематологическим научным центром и Институтом эндокринологии Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Взяв на себя в этот сложнейший период ответственность за научную и научно-организационную деятельность института, В.С. Баркая продолжает работать как ученый. При этом он сам всегда скромно подчеркивал, что если бы не поддержка друзей из России, если бы рядом не было таких единомышленников, как А.А. Джокуа, И.Г. Конджария и А.З. Матуа, если бы не помощники В.Н. Фоменко, Ж.В. Елистратова, Л.И. Джелиев и другие, то не удалось бы столько сделать. При этом российские коллеги Владимира Спиридоновича не уставали восхищаться его подвижничеством.
В комплексных исследованиях ряда лабораторий института под руководством В.С. Баркая был получен уникальный материал о тяжелых последствиях влияния стрессорных факторов военного и послевоенного времени на организм обезьян и о сроках восстановления их соматического здоровья. В.С. Баркая был признан как высококвалифицированный специалист в области экспериментальной патологии и медицинской приматологии, его перу принадлежат 130 научных работ в ведущих советских, российских журналах и журналах других зарубежных стран, а также в печатных изданиях, выходивших в ЧССР, ГДР, ВНР. На счету ученого более десятка докладов на международных конференциях.
Как профессор базовой кафедры биологического факультета Абхазского государственного университета В.С. Баркая на протяжении многих лет читал лекции и успешно руководил дипломными работами студентов, готовил специалистов лабораторного дела – врачей-биохимиков.
Январь, 2020 г.